и нет ни печали, ни зла
осторожно. он не только длинный, он ещё и безумный.
о том, как меняются со временем мотив и форма, содержание и причины социального протеста. Тема хороша. Но... но да-а. КРАСНО-КОРИЧНЕВАЯ АМЕРИКА
на фоне рэпа и хип-хопа
На постсоветском пространстве отчего-то не принято обсуждать массовые протесты в США. «Левые», да и «правые» тоже, так и не выработали чёткого мнения относительно происходящего на Уолл-стрит и предпочитают уделять внимание вещам более простым и понятным — правому террору в Европе или «цветным революциям» на Ближнем Востоке. То есть событиям, вписывающимся в мифологическую парадигму борьбы сил добра с силами зла, когда зрителям остается лишь выбрать, на которой стороне «наши».
Что скрывается под маской вендетты
А что в Америке? На первый взгляд — всё то же самое. Хипстеры дерутся с полицией, сетевые анонимы взламывают сайты органов власти и спецслужб. Кампания ведется через социальные сети. Вот только чего хотят эти люди — остаётся почти загадкой. Речь идёт о безработице и войне на Ближнем Востоке, но активным фигурантом субкультурных протестов почему-то оказывается сенатор-республиканец Рон Пол. За его спиной маячат фигуры бывшего ку-клукс-клановца Дэвида Дюка и лидера Нации Ислама Луиса Фаррахана. Информационное сопровождение протестам активно предоставляет пропутинский канал Russia Today. «Что за бред!» — выругается постсоветский «левый», приученный презирать всевозможные «замеры буржуйского носа». Уж не продолжение ли это антиобамовских «Чаепитий»? И, возвращаясь к теме перспектив рабочего движения в демократизированных Египте и Ливии или героике анархистских баррикад Экзархии, воздержится от каких-либо дальнейших оценок.
Между тем, революция в Америке – а события в США, независимо от их успеха, носят революционный характер, - неизбежно оставит след в мировой культуре, хотя бы в силу американской культурной гегемонии. А значит, игнорировать пласт политической культуры, вдохновленный движением «Оккупай», как минимум недальновидно.
Первое, что бросается в глаза при изучении субкультур Оккупай — это их красно-коричневый характер. Не радикально левый, как протесты в Европе, не право-консервативный, как вышеупомянутые «чаепития», а именно красно-коричневый, в полном соответствии контекстам московских протестов 1993-го года.
«Наша власть не защищает интересы нашего народа, она стала марионеткой государства Израиль» — заявляет движение «Анонимус», объявляя войну лоббистской организации AIPAC. «За этим стоят масонские тайные общества», — добавляет похожая на красное домино из романа «Петербург» маска «V – значит вендетта».
Впрочем, распространяемые на Ютюбе агитки движения «Анонимус» – это пропаганда. Культура – это, например, музыкальное сопровождение уличных мероприятий. А также всевозможные записи, которыми обмениваются участники движения в социальных сетях. Разумеется, речь идет не только о Джонни Кэше, Бобе Диллане и прочих исполнителях бард-рока 60-х - это еще и новые имена. Неполиткорректные призывы к возврату к ура-патриотическим ценностям, экономическому протекционизму и борьбе с жидомасонским заговором озвучивают музыканты, называющие себя коммунистами. Не абстрактными «левыми» и не «троцкистами» - а именно коммунистами.
Коммунистическое искусство Америки в наши времена представляют не студенты-психопаты вроде движения везерменов, а черные выходцы из рабочих гетто. Люди с ярко выраженным классовым сознанием и ходками «на малолетку» за спиной.
Контркультура в эпоху Коупленда
Благополучная для Америки эпоха 90-х предлагала субкультурной молодежи формат, описанный в романе Дугласа Коупленда «Поколение Х» — носители контркультурных идей замкнулись в своей личной жизни, предпочтя «мак-джоб» (работу в сервис-секторе) борьбе за место под солнцем, и предались тихой андеграундной деятельности, преимущественно по освоению киберпространства. Это полностью соответствовало актуальным в ту пору пацифистским, эмансипационным и автономным трендам анархизма. Выхолащивание контркультуры шло относительно безболезненно.
Такой формат отношений свободомыслящего индивида и либерального государства оказался взаимовыгодной формой самообмана, но при первом же столкновении радикалов с государством — это произошло во время саммита G-8 в Сиэтле в 1999 г., — радикальные субкультуры были деморализованы и разгромлены, а анархистские организации инфильтрированы силами полиции и ФБР.
Даже война в Ираке не способствовала зарождению в США внятного идеологического проекта.
На этом тусклом фоне неожиданно ярко вспыхнул киноэффект — американцы удивительно болезненно восприняли беззубый, в общем-то, и повествующий о широко известных всем, кроме самих американцев, американских реалиях «911 по Фаренгейту». Фильм, разумеется, не раскачал американское общество, но подсадил его на конспирологическую парадигму, материализовавшуюся позднее в антимасонской идеологии движения «Оккупай».
Афро-американская контркультура тоже переживала непростые времена. Осуществив прорыв на MTV и получив полноценное признание, вчерашний «блатняк» столкнулся с кризисом жанра. Вслед за взаимоуничтожившимися отцами-основателями пришли представители так называемой «новой школы», в частности, белый рэпер Eminem . «Старая школа», впрочем, тоже не стояла на месте. Она усиливала социальную и политическую составляющую, предложив образ RBG – «Revolutionary but Gangsta», оставшегося, впрочем, глубоко андеграундным героем.
В конце 90-х основатель старейшего хип-хоп-издания Америки «The Source» Бензино объявил войну Эминему. Культуролог и выпускник Гарварда рискнул именем и карьерой, обзывая оппонента воришкой, укравшим афро-американскую культуру, уничтожившим ее контркультурную составляющую и предложившим взамен лишь дешевый гламур, мораль и ценности корпоративного мира. Бензино всеми правдами и неправдами отстаивал свою позицию. Он давил на авторов «The Source», толкал «джинсу» в другие влиятельные издания, даже записал посвященный этой проблеме альбом. Но, увы, безрезультатно. Релиз был назван худшим в истории хип-хопа, а сам Бензино продал принадлежавшее ему культовое издание, чтобы уберечься от банкротства.
Бензино предлагал собственный пул хип-хоп-авторов: Dead Prez, Immortal Technique, Cannibus, The Coup - рэперов с остросоциальной лирикой. Участники Dead Prez состояли членами движения «Черных Пантер», Immortal Technique и The Coup называли себя коммунистами. Они не стали мейнстримом, но в таких городах, как Нью Йорк или Сан-Франциско, интересоваться мэйнстримом не принято - музыку покупают у проверенного черного в переходе. Поэтому, несмотря на отсутствие контрактов с ведущими лейблами, они продолжали работать и по ходу осваивать альтернативные формы распространения творчества — файлообменники, видеосервисы, блогосферу.
Культура протеста
Протеже Бензино не добились музыкальных премий, зато стали получать премии в области поэзии. Их портреты регулярно украшали обложки «The Source» даже после его перепродажи. С приходом эпохи массовых протестов они стали культовыми фигурами движения «Оккупай». К их акциям присоединились и молодые музыканты, такие, как обладатель «Грэмми» Lupus Fiasco и британец иракского происхождения Lowkey.
Не обошлось и без казусов откровенно конспирологического рода. На обложке альбома The Coup «Party Music» группу изобразили на фоне взрывающихся башен-близнецов, в то время как ее лидер, Бутс Райли нажимал кнопку детонатора, усановленного на гитарной деке. Обложка была готова в июле 2001-го, а выпуск альбома планировался на вторую половину сентября. Изображение на альбоме отсылало к песне «Пять миллионов способов убить директора корпорации». После взрыва ВТЦ выход альбома пришлось отложить, а обложку переделать.
В 2005-м году во время ограбления квартиры был убит промоутер «The Coup», Тарус Джексон. В 2006-м автобус «The Coup» попал в аварию. Музыканты остались живы, зато концертная аппаратура погибла.
Еще одной характерной чертой контркультуры «Оккупай» является ее ярковыраженная антисионистская направленность. Принято считать, что её питают внешняя политика США и специфика классового расслоения в больших городах Америки. Что в конечном итоге определило знакомую по постсоветскому пространству парадигму, объединяющую антисионизм, антимасонство и аникапитализм.
Борьба с сионизмом объединила несоединимое: левых, патриотов и исламские группы. Протесты поддерживают субкультурное студенчество и потерявшие свой «мак джоб» неформалы старой закалки и не успевшие ещё этот «мак джоб» обрести хипстеры.
Конспирология — новый кошмар буржуазной Америки
В февральском выпуске програмы «360» звезда CNN и потомок Вандербилтов Андерсон Купер представил миру сочинение Джона Авалона «Ядро правого и левого, или как экстремизм захлестнул Америку». По мнению г-на Авалона, конспирологические теории, некогда созданные для размывания и дискредитации протестных идей, преломились в умах и породили экстремистов нового типа. Не идейных борцов за социализм, окружающую среду или чистоту расы, а фрустрированных индивидов, подталкиваемых к радикальным действиям безумными представлениями об устройстве мира. Именно в конспирологии г-н Авалон видит причины участившихся нападений на полицейских, школьных расстрелов, и прочих опасных проявлений социального насилия. В числе наиболее крамольных и опасных идей указываются: альтернативные версии событий 11 сентября, теории заговора банкиров и масонского заговора, антисимитизм. Досталось даже альтероисторическому сообществу имени братьев Кеннеди, и охотникам за инопланетянами – но, лишь для окончательной дискредитации тех, кто сомневается в необходимости защиты демократии в СИРИИ Ливии и Иране. Впрочем, приплетать инопланетян – изобретение, в этом смысле не новое. Как поет Immortal Techniqe «Это не теории заговора про пришельцев и жизнь на Марсе, а масонская пирамида на каждой долларовой бумажке».
Такая пропаганда, очевидно, способна напугать домохозяйку, но едва-ли она остановит молодого безработного или студента от участия в радикальных протестах и ознакомления с немейнстримной информацией из твиттерных рассылок. Зато она окажется близка политкорректному, взращенному соросовскими грантами постсоветскому левому, привыкшему видеть пролетариев наемного труда в офисных хомячках, и кричать о фащизме каждый раз, когда в разговоре всплывает проблема израильского лобби. Такого рода левый, разумеется разделит беспокойство г-на Авалона. Он и сам непрочь высказаться в аналогичном ключе, например в споре со сталинистами. Ведь для него - западника, антипатриота, антифы, - актуальность культуры Оккупай оказывается равносильно признанию актуальности, например теории о «Русском социализме» Генадия зюганова, или песен Аександра Харчикова, неожиданно оказавшихся ближе к западному революционному мейнстриму, нежели творчество Noize MC, или группы Барто.
о том, как меняются со временем мотив и форма, содержание и причины социального протеста. Тема хороша. Но... но да-а. КРАСНО-КОРИЧНЕВАЯ АМЕРИКА
на фоне рэпа и хип-хопа
На постсоветском пространстве отчего-то не принято обсуждать массовые протесты в США. «Левые», да и «правые» тоже, так и не выработали чёткого мнения относительно происходящего на Уолл-стрит и предпочитают уделять внимание вещам более простым и понятным — правому террору в Европе или «цветным революциям» на Ближнем Востоке. То есть событиям, вписывающимся в мифологическую парадигму борьбы сил добра с силами зла, когда зрителям остается лишь выбрать, на которой стороне «наши».
Что скрывается под маской вендетты
А что в Америке? На первый взгляд — всё то же самое. Хипстеры дерутся с полицией, сетевые анонимы взламывают сайты органов власти и спецслужб. Кампания ведется через социальные сети. Вот только чего хотят эти люди — остаётся почти загадкой. Речь идёт о безработице и войне на Ближнем Востоке, но активным фигурантом субкультурных протестов почему-то оказывается сенатор-республиканец Рон Пол. За его спиной маячат фигуры бывшего ку-клукс-клановца Дэвида Дюка и лидера Нации Ислама Луиса Фаррахана. Информационное сопровождение протестам активно предоставляет пропутинский канал Russia Today. «Что за бред!» — выругается постсоветский «левый», приученный презирать всевозможные «замеры буржуйского носа». Уж не продолжение ли это антиобамовских «Чаепитий»? И, возвращаясь к теме перспектив рабочего движения в демократизированных Египте и Ливии или героике анархистских баррикад Экзархии, воздержится от каких-либо дальнейших оценок.
Между тем, революция в Америке – а события в США, независимо от их успеха, носят революционный характер, - неизбежно оставит след в мировой культуре, хотя бы в силу американской культурной гегемонии. А значит, игнорировать пласт политической культуры, вдохновленный движением «Оккупай», как минимум недальновидно.
Первое, что бросается в глаза при изучении субкультур Оккупай — это их красно-коричневый характер. Не радикально левый, как протесты в Европе, не право-консервативный, как вышеупомянутые «чаепития», а именно красно-коричневый, в полном соответствии контекстам московских протестов 1993-го года.
«Наша власть не защищает интересы нашего народа, она стала марионеткой государства Израиль» — заявляет движение «Анонимус», объявляя войну лоббистской организации AIPAC. «За этим стоят масонские тайные общества», — добавляет похожая на красное домино из романа «Петербург» маска «V – значит вендетта».
Впрочем, распространяемые на Ютюбе агитки движения «Анонимус» – это пропаганда. Культура – это, например, музыкальное сопровождение уличных мероприятий. А также всевозможные записи, которыми обмениваются участники движения в социальных сетях. Разумеется, речь идет не только о Джонни Кэше, Бобе Диллане и прочих исполнителях бард-рока 60-х - это еще и новые имена. Неполиткорректные призывы к возврату к ура-патриотическим ценностям, экономическому протекционизму и борьбе с жидомасонским заговором озвучивают музыканты, называющие себя коммунистами. Не абстрактными «левыми» и не «троцкистами» - а именно коммунистами.
Коммунистическое искусство Америки в наши времена представляют не студенты-психопаты вроде движения везерменов, а черные выходцы из рабочих гетто. Люди с ярко выраженным классовым сознанием и ходками «на малолетку» за спиной.
Контркультура в эпоху Коупленда
Благополучная для Америки эпоха 90-х предлагала субкультурной молодежи формат, описанный в романе Дугласа Коупленда «Поколение Х» — носители контркультурных идей замкнулись в своей личной жизни, предпочтя «мак-джоб» (работу в сервис-секторе) борьбе за место под солнцем, и предались тихой андеграундной деятельности, преимущественно по освоению киберпространства. Это полностью соответствовало актуальным в ту пору пацифистским, эмансипационным и автономным трендам анархизма. Выхолащивание контркультуры шло относительно безболезненно.
Такой формат отношений свободомыслящего индивида и либерального государства оказался взаимовыгодной формой самообмана, но при первом же столкновении радикалов с государством — это произошло во время саммита G-8 в Сиэтле в 1999 г., — радикальные субкультуры были деморализованы и разгромлены, а анархистские организации инфильтрированы силами полиции и ФБР.
Даже война в Ираке не способствовала зарождению в США внятного идеологического проекта.
На этом тусклом фоне неожиданно ярко вспыхнул киноэффект — американцы удивительно болезненно восприняли беззубый, в общем-то, и повествующий о широко известных всем, кроме самих американцев, американских реалиях «911 по Фаренгейту». Фильм, разумеется, не раскачал американское общество, но подсадил его на конспирологическую парадигму, материализовавшуюся позднее в антимасонской идеологии движения «Оккупай».
Афро-американская контркультура тоже переживала непростые времена. Осуществив прорыв на MTV и получив полноценное признание, вчерашний «блатняк» столкнулся с кризисом жанра. Вслед за взаимоуничтожившимися отцами-основателями пришли представители так называемой «новой школы», в частности, белый рэпер Eminem . «Старая школа», впрочем, тоже не стояла на месте. Она усиливала социальную и политическую составляющую, предложив образ RBG – «Revolutionary but Gangsta», оставшегося, впрочем, глубоко андеграундным героем.
В конце 90-х основатель старейшего хип-хоп-издания Америки «The Source» Бензино объявил войну Эминему. Культуролог и выпускник Гарварда рискнул именем и карьерой, обзывая оппонента воришкой, укравшим афро-американскую культуру, уничтожившим ее контркультурную составляющую и предложившим взамен лишь дешевый гламур, мораль и ценности корпоративного мира. Бензино всеми правдами и неправдами отстаивал свою позицию. Он давил на авторов «The Source», толкал «джинсу» в другие влиятельные издания, даже записал посвященный этой проблеме альбом. Но, увы, безрезультатно. Релиз был назван худшим в истории хип-хопа, а сам Бензино продал принадлежавшее ему культовое издание, чтобы уберечься от банкротства.
Бензино предлагал собственный пул хип-хоп-авторов: Dead Prez, Immortal Technique, Cannibus, The Coup - рэперов с остросоциальной лирикой. Участники Dead Prez состояли членами движения «Черных Пантер», Immortal Technique и The Coup называли себя коммунистами. Они не стали мейнстримом, но в таких городах, как Нью Йорк или Сан-Франциско, интересоваться мэйнстримом не принято - музыку покупают у проверенного черного в переходе. Поэтому, несмотря на отсутствие контрактов с ведущими лейблами, они продолжали работать и по ходу осваивать альтернативные формы распространения творчества — файлообменники, видеосервисы, блогосферу.
Культура протеста
Протеже Бензино не добились музыкальных премий, зато стали получать премии в области поэзии. Их портреты регулярно украшали обложки «The Source» даже после его перепродажи. С приходом эпохи массовых протестов они стали культовыми фигурами движения «Оккупай». К их акциям присоединились и молодые музыканты, такие, как обладатель «Грэмми» Lupus Fiasco и британец иракского происхождения Lowkey.
Не обошлось и без казусов откровенно конспирологического рода. На обложке альбома The Coup «Party Music» группу изобразили на фоне взрывающихся башен-близнецов, в то время как ее лидер, Бутс Райли нажимал кнопку детонатора, усановленного на гитарной деке. Обложка была готова в июле 2001-го, а выпуск альбома планировался на вторую половину сентября. Изображение на альбоме отсылало к песне «Пять миллионов способов убить директора корпорации». После взрыва ВТЦ выход альбома пришлось отложить, а обложку переделать.
В 2005-м году во время ограбления квартиры был убит промоутер «The Coup», Тарус Джексон. В 2006-м автобус «The Coup» попал в аварию. Музыканты остались живы, зато концертная аппаратура погибла.
Еще одной характерной чертой контркультуры «Оккупай» является ее ярковыраженная антисионистская направленность. Принято считать, что её питают внешняя политика США и специфика классового расслоения в больших городах Америки. Что в конечном итоге определило знакомую по постсоветскому пространству парадигму, объединяющую антисионизм, антимасонство и аникапитализм.
Борьба с сионизмом объединила несоединимое: левых, патриотов и исламские группы. Протесты поддерживают субкультурное студенчество и потерявшие свой «мак джоб» неформалы старой закалки и не успевшие ещё этот «мак джоб» обрести хипстеры.
Конспирология — новый кошмар буржуазной Америки
В февральском выпуске програмы «360» звезда CNN и потомок Вандербилтов Андерсон Купер представил миру сочинение Джона Авалона «Ядро правого и левого, или как экстремизм захлестнул Америку». По мнению г-на Авалона, конспирологические теории, некогда созданные для размывания и дискредитации протестных идей, преломились в умах и породили экстремистов нового типа. Не идейных борцов за социализм, окружающую среду или чистоту расы, а фрустрированных индивидов, подталкиваемых к радикальным действиям безумными представлениями об устройстве мира. Именно в конспирологии г-н Авалон видит причины участившихся нападений на полицейских, школьных расстрелов, и прочих опасных проявлений социального насилия. В числе наиболее крамольных и опасных идей указываются: альтернативные версии событий 11 сентября, теории заговора банкиров и масонского заговора, антисимитизм. Досталось даже альтероисторическому сообществу имени братьев Кеннеди, и охотникам за инопланетянами – но, лишь для окончательной дискредитации тех, кто сомневается в необходимости защиты демократии в СИРИИ Ливии и Иране. Впрочем, приплетать инопланетян – изобретение, в этом смысле не новое. Как поет Immortal Techniqe «Это не теории заговора про пришельцев и жизнь на Марсе, а масонская пирамида на каждой долларовой бумажке».
Такая пропаганда, очевидно, способна напугать домохозяйку, но едва-ли она остановит молодого безработного или студента от участия в радикальных протестах и ознакомления с немейнстримной информацией из твиттерных рассылок. Зато она окажется близка политкорректному, взращенному соросовскими грантами постсоветскому левому, привыкшему видеть пролетариев наемного труда в офисных хомячках, и кричать о фащизме каждый раз, когда в разговоре всплывает проблема израильского лобби. Такого рода левый, разумеется разделит беспокойство г-на Авалона. Он и сам непрочь высказаться в аналогичном ключе, например в споре со сталинистами. Ведь для него - западника, антипатриота, антифы, - актуальность культуры Оккупай оказывается равносильно признанию актуальности, например теории о «Русском социализме» Генадия зюганова, или песен Аександра Харчикова, неожиданно оказавшихся ближе к западному революционному мейнстриму, нежели творчество Noize MC, или группы Барто.
@темы: а если это символ — то чего?, мера испорченности, сомнительные развлечения, прячьтесь — это правда жизни