Утащено отсюда: www.baltinfo.ru/2011/08/19/Trudno-byt-Bogom-Ger...
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/32385.jpg)
"Трудно быть богом" (афиша). Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Трудно быть Германом
Фильм Алексея Германа «Трудно быть Богом» (или «Хроника арканарской резни») может выйти в прокат в конце 2012 года. Писатель Борис Стругацкий и исполнительный продюсер ленты Виктор Извеков поделились с «БалтИнфо» своими ожиданиями и опасениями.
Автор: Юлия Галкина
читать дальше
Главный российский «кинодолгострой», фильм Алексея Германа-старшего под рабочим названием «Трудно быть Богом» начали снимать еще в 1999 году. С тех пор неоднократно появлялись слухи о том, что картина вот-вот выйдет на большой экран.
И вот недавно в Петербурге на Каменноостровском пр., 10 - напротив здания «Ленфильма» - появился плакат. На рекламном билборде крупными буквами значится: «Ленфильм 2011». И далее на плакате — кадры из нескольких фильмов, которые в данный момент находятся в производстве на киностудии. Первый в ряду - «Трудно быть Богом» режиссера Алексея Германа.
На самом «Ленфильме» корреспонденту «БалтИнфо» пояснили, что в 2011 году картина, конечно же, не выйдет: кадр из фильма был использован для рекламы аренды офисных и производственных помещений киностудии. Тем не менее, мы решили выяснить, на какой стадии производства находится столь долгожданная кинолента.
Трудные будни производства шедевра
В эксклюзивном интервью «БалтИнфо» Виктор Извеков, исполнительный продюсер фильма, сообщил о том, что окончание производства кинокартины планируется на конец 2012 года. Кстати говоря, имея отрицательный опыт общения с журналистами, Извеков не давал интервью около 30-ти лет, так что «БалтИнфо» повезло.
«Надеюсь, что фильм будет готов в декабре следующего года, - отметил Извеков - Сейчас идет актерское озвучивание. Оно почти закончено, дописываем отдельные реплики. Впереди еще очень много работы: монтаж шумов, монтаж речи, музыкальное оформление картины, подготовка и проведение перезаписи, осуществление которой в соответствии с новыми технологиями - процесс очень сложный и длительный».
Что касается рекламного билборда «Ленфильма», размещенного перед зданием студии, то, по словам Виктора Извекова, кадр из кинокартины «Трудно быть Богом» был включен в него с согласия авторов фильма Алексея Германа и Светланы Кармалиты, а также продюсеров фильма. Он пояснил, что юридически картина — не «ленфильмовская», но снята на технической базе студии, поэтому в титрах будет упомянута особая благодарность «Ленфильму» за предоставленные технические услуги, которые тот на протяжении ряда лет оказывает картине.
Отвечая на вопрос, скажется ли непростая ситуация, сложившаяся вокруг «Ленфильма», на производстве кинокартины, продюсер заявил: «Надеюсь, что нет».
Куда уйдет «Ленфильм»? Он был еще вчера...
«Я полностью поддерживаю Александра Сокурова и Алексея Германа с их письмом и очень надеюсь, что руководство страны услышит голос двух культовых питерских кинорежиссеров. Но, судя по тому, как разворачиваются события, решение о создании объединенной студии было принято давно, и сейчас будет очень трудно остановить запущенный механизм поглощения «Ленфильма» московской компанией АФК «Система». Если же образование объединенной киностудии станет неизбежностью, то я надеюсь, что все необходимые для этого формальности займут достаточно много времени, и мы успеем закончить нашу картину», - подчеркнул Извеков.
Герман и Сокуров попросили Путина спасти «Ленфильм»
Что касается указанного на том же ленфильмовском плакате названия фильма - «Трудно быть Богом», продюсер пояснил, что сейчас его окончательная версия - в стадии обсуждения.
«Сейчас Алексей Юрьевич склоняется – и мы все его уговариваем – чтобы фильм назывался «Трудно быть Богом», как и повесть братьев Стругацких, которая легла в основу сценария. Однако еще недавно сам Алексей Герман хотел назвать свой фильм «Хроника арканарской резни». Так что пока еще рано говорить, каким будет название фильма», - рассказал Извеков.
Отметим, что в преддверии долгожданной киноленты появляется немало слухов о том, что конкретно зрители увидят в фильме. Так, некогда в интерактивной беседе с Борисом Стругацким один из читателей интересовался: как писатель относится к тому, что у Германа персонаж дон Румата носит на лбу... фаллос? Якобы исполнитель главной роли актер Леонид Ярмольник обмолвился об этом в интервью одной из газет. Сам Стругацкий тогда так прокомментировал «спойлер»: «Звучит, конечно, эпатирующе, но давайте все-таки подождем».
Виктор Извеков с улыбкой заявил, что вокруг фильма ходит много разных мифов: если даже Ярмольник и говорил такое, то это - всего лишь персональная трактовка детали его костюма. «В романе действительно фигурировал, условно говоря, некий передатчик, «глаз», сквозь который транслировалась информация. Впрочем, не вижу смысла комментировать творческие фантазии Леонида Ярмольника. Зрителю будет на что посмотреть на протяжении почти трех часов экранного времени», - сказал исполнительный продюсер фильма.
Наконец, рассказывая о том, почему «Трудно быть богом» находится в производстве так долго, Виктор Извеков сказал: «Чтобы это понять, необходимо, прежде всего, понимать масштаб фигуры Алексея Германа как художника: его требовательность к себе и к другим, его художественную манеру, его невероятную тщательность в работе».
С другой стороны, по словам исполнительного продюсера фильма, надо реально представлять себе и всю масштабность самой постановки: были построены несколько потрясающих декораций в пяти замках Чехии, созданы и полностью отстроены декорации в трех павильонах студии, придуманы и сшиты тысячи костюмов, несколько тысяч единиц реквизита были созданы исключительно под заказ картины.
«Я уже не говорю о суперсложном гриме и трюках, об огромной работе по отбору актеров и типажей, которые, все до единого, выдержаны в единой стилистике и словно сошли с картин Босха, - говорит Извеков. - Фактически Герман визуализировал целую неизвестную человечеству планету, созданную на страницах повести, и воплотил мир вымышленного средневековья в персонажах и во всех самых мельчайших деталях их быта».
Но это, продолжает исполнительный продюсер картины, только часть фильма, его визуальный фон: есть еще и долгая работа с каждым актером, даже второстепенным, мучительная борьба за интонацию его реплики, особенный взгляд.
«Вообще сам процесс создания фильма – всегда строго индивидуален. Представим, простую задачу - нужно добраться из одного пункта в другой и рассказать о своих впечатлениях. Один пролетит на самолете, второй проедет на поезде, третий - на перекладных лошадях. А Герману будет интересно преодолеть это же расстояние, но над пропастью спиной вперед и с завязанными глазами. Вот так работает Герман. Зато и описанные ощущения не будут тривиальными! Ну, и если говорить об ограничении срока создания этого масштабного кинополотна, то приходит в голову такая параллель: кто-то в установленный издательством срок за полгода пишет детектив, а кто-то пишет «Войну и мир». Можно ли подгонять Толстого, чтобы он сдал свое произведение в издательство за те же полгода?» - резюмирует Извеков.
Преждевременный восторг?
Интересно, что 3 года назад журнал «Сеанс» устраивал на «Ленфильме» закрытый показ неоконченной картины. Тогда на просмотр пригласили ограниченное количество — всего около двадцати — избранных критиков и киноведов. Среди них был и известный кинокритик Михаил Трофименков. В беседе с корреспондентом «БалтИнфо» Трофименков рассказал, что им показали уже смонтированный, но еще не озвученный вариант ленты. Интересно, что диалоги за персонажей фильма читала сама Светлана Кармалита — соавтор сценария, супруга Алексея Германа.
«Я не считаю корректным говорить о фильме, который был показан в неоконченном варианте. Звук для Германа — значительная составляющая. Значит, можно предположить, что фильм с «чистовым» звуком — это не то, что мы видели в 2008 году, - отметил Трофименков и, впрочем, тут же уточнил. - В основном, отношение к фильму со стороны участников просмотра было восторженное. Я же далеко не восторгался».
Заодно кинокритик поспешил развеять опасения в том, что за годы съемок фильм мог «технически» устареть. «Все технические изменения за это время произошли в анимации — а это не то, что входит в творческий космос Германа. Разговоры о том, что старение кино зависит от достижений компьютерной анимации — это шум», - категорично заявил Трофименков.
В отличие от пары десятков избранных кинокритиков, сам писатель Борис Стругацкий фильм не видел. Об этом Борис Натанович сообщил корреспонденту «БалтИнфо» в переписке по электронной почте. «Видел отдельные эпизоды по ТВ. Впечатление: Герман делает фильм мощный, небывалый, очередной шедевр сочетания глубины мысли и достоверности. Это будет подлинная «картина 21-го века». Дай ему бог сил и здоровья!», - написал Борис Стругацкий.
Что же касается названия картины, то писатель высказал однозначное мнение: оригинальное «Трудно быть богом» должно быть не только не обложке книги, но и на большом экране.
«Название представляется мне настолько естественным и напрашивающимся, что никакого другого я просто не вижу. Разумеется, «хозяин - барин», а в кино - всегда! - хозяин режиссер, и он, разумеется, как любой творец, имеет право на ошибку, но отказ от наиболее естественного (и точного!) названия был бы ошибкой серьезной, - ошибкой, которую трудно понять и оправдать», - заявил Борис Стругацкий.
...Напомним, если верить предсказаниям майя, в декабре 2012 года нас ждет конец света. Остается надеяться, что очередного апокалипсиса не случится — и мы, наконец, увидим новый фильм Алексея Германа.
Юлия Галкина
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/32378.jpg)
Съемки фильма "Трудно быть Богом" Алексея Германа. Фото: Сергей Аксенов
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/32381.jpg)
Исполнитель главной роли Леонид Ярмольник на съемках фильма "Трудно быть Богом". Фото: Сергей Аксенов
@темы: пра@кино, Стругацкие, «Хроника Арканарской резни», «Хроники Арканарской резни», «История Арканарской резни», Герман