— Успешный опыт агрессии, когда человек становится групповым лидером именно благодаря тому, что он агрессивен, конечно, остается на всю жизнь. Люди учатся быть агрессивными и привыкают быть такими. В этом смысле проблема школьного буллинга — это совсем не только проблема школы и ее климата. Это проблема общества в целом, в котором будут жить люди с успешным опытом насилия. Дети, которые становятся жертвами, тоже могут нести на себе печать такой жизненной неудачи очень долго, потому что они травмированы и не уверены в себе. Это безусловный факт, и поэтому во всем мире сейчас стараются бороться со школьной травлей. Созданы специальные программы для работы в школах: например, финская программа KiVa, разработанная в Турку, очень хорошая, ее проверяли в сравнении с другими программами, ее успешность доказана, и поэтому она сейчас адаптируется в разных странах с самыми разными языками.
У этих программ есть простая идея. Как правило, в плане агрессии в школе есть разные роли и позиции. Например, есть просто драчуны. Если в классе какое-то количество драчунов, то у вас будет какой-то уровень агрессии, но никто не будет глубоко обижен, потому что они друг с другом подерутся, а потом помирятся. А есть агрессоры и жертвы. И в таких ситуациях всегда есть сторонние наблюдатели, потому что большая часть класса обычно не принимает участия в буллинге, она просто смотрит. И вот этих сторонних наблюдателей важно научить говорить: «Нет, не надо, не трогай его!» — тогда буллинг падает очень заметно. Агрессор видит, что его действия не одобряются большинством, а он хочет быть популярным. Применять дисциплинарные меры к агрессорам, как это у нас часто принято, неэффективно: агрессоры озлобляются. А вот выраженное социальное неодобрение большинства — это эффективно.
Россия, школы Калужской области, исследование буллинга
theoryandpractice.ru/posts/15975-shkola-agressi...