Каха Бендукидзе "Ученье свет, а неученье - тьма":

Обсуждение вопросов образования, школьного или университетского, порою более популярная тема, чем даже футбол. Как раз таки позавчера, после одной встречи, я долго говорил на эту тему, пока мне не предложили – раз так, напиши статью.. Начал писать и понял – одной колонкой тут не обойтись. Так что мне придется вас несколько раз побеспокоить.
Очень долго избегал этой темы, так как понимал: то, что я скажу, вряд ли понравится многим, не хотелось обижать хороших людей.
Давайте зададимся простым вопросом: в чем цель школы? В воспитании или в получении знаний, и что важнее?
С моей точки зрения, воспитание полноценного гражданина гораздо важнее.

Усуб (герой поэмы Акакия Церетели - лис) молвит – смерти
Ты достоин разве?
Пусть умрет сам воспитатель,
Не взрастивший Человека.

Не правда ли, было бы странно, если бы Усуб сказал это применительно к конкретной области знаний. Например – пусть умрет сам воспитатель, не обучивший тебя алгебре или органической химии. И спустил курок.
Что значит окончить школу? На мой взгляд, окончить школу и стать достойным членом общества значит:

• Понимать, что такое природа, общество, человек и искусство.

• Уметь количественно мыслить.

• Объяснять свои мысли другим людям письменно и устно.

• Использовать критическое и аналитическое мышление для получения новых знаний.

• Быть способным принимать этические решения на основании моральных ценностей.

• Признавать многообразие общества и быть толерантным.

• Быть способным заботится о своем физическом и духовном здоровье.

Поступление в высшее учебное заведение ни в коем случае не может быть главной целью обучения в школе. Это тотально уродует как процесс обучения, так и процесс развития личности, который подменяется банальной зубрежкой и тренировкой памяти, не более того. Готов рассуждать и спорить по этому вопросу впоследствии.
В то же время вы, наверняка, слышали причитания по поводу того, что сегодня в школе нет углубленного изучения той или иной научной дисциплины.
Корни этой идеи уходят в советской прошлое. Дело в том, что во времена Союза школа превратилась в подготовительную ступень для поступления в вуз. Много часов отводилось на естественные и точные науки, а программа их изучения все усложнялась и усложнялась. К 70-80-м годам программы настолько усложнились, что родителям стало сложно помогать своим детям. (вот тут Каха гонит. математике, химии, физике в 50-х учили намного лучше, чем в 70-х. ну, если отдаленные деревни во внимание не брать. и странное это впечатление - откуда оно?)
Страна нуждалась в талантливых людях, которые бы хорошо знали физику, химию, математику и могли бы создавать новое оружие. В сущности, это было единственной щедро финансируемой сферой, и крохи от этой щедрости иногда перепадали и другим наукам, ну а у гениальных создателей мощного оружия было даже право быть чуть-чуть диссидентами.
Фактически возникло то, что можно назвать военно-образовательным комплексом. И этому комплексу был жизненно необходим поток молодых и талантливых людей. Школа обеспечивала именно этот поток.
Школу, как подготовительную ступень для поступления в вуз, лоббировали весьма влиятельные группы – генералы, которым нужно было новое оружие; академические круги, заинтересованные в хорошо подготовленных кадрах; родители, мечтавшие о привилегированной научной карьере своих детей. А мальчики еще и спасались от советской армии.
Таким образом, "светлая цель воспитания будущих строителей коммунизма" сменилась на достаточно прагматичную: подготовить того, кто успешно поступит в высшее учебное заведение, после чего продолжит научную карьеру, создаст хорошую ракету, миномет, бомбу, или чего-то в этом роде, станет профессором, академиком, получит Ленинскую премию, дачу, четырехкомнатную квартиру в подарок и некролог в газете "Правда".
Таким образом, главной целью советского образования стало дать «много» научных знаний. И тогда это был гораздо лучший вариант, нежели воспитание маленьких марксистов-ленинцев. Но прошло время, и неэффективность и бесчеловечность разрушили Советский Союз. Мы живем в Грузии. Что нам сейчас нужно?
Хотим ли мы, чтобы наши молодые знали много, отвечали бы скороговоркой на вопросы, помнили формулы и даты, или хотим, чтобы они были достойными личностями? Воспитать или обучить – вот в чем вопрос.
Часто случается, что человек, которому отрезали ногу, чувствует боль пальца этой самой ноги. Это называется фантомной болью.
В какой-то степени нас беспокоят именно подобные фантомные боли.
Современная грузинская школа застряла на полпути – советской школой она перестала быть, а современной школой не стала. Почему и что делать, поговорим позже.
________
ну, поговорить он, кажется, не успел — умер. Или был убит, — все-таки 58 лет, успех во всех начинаниях и острая востребованность редко сопровождаются смертью. Мне не нравится всё, что он тут написал — кроме самого списка. Список — правильный.

zarbazani.blogspot.com/2010/10/blog-post.html